Суздаль « Достопримечательности « Суздальский Кремль « Богородице-Рождественский собор Суздальского Кремля (1222-1225 гг.)


Богородице-Рождественский собор Суздальского Кремля (1222-1225 гг.)

В центре кремля возвышается величественное здание, завершенное пятью огромными куполами с позолоченными звездами по синему фону, — Богородице-Рождественский собор.

Первоначальное здание собора было построено в конце XI века при Владимире Мономахе. Летопись, говоря о строительстве собора 1222—1225 гг, рассказывает, что князь Георгий Всеволодович разрушает старое здание, «построенное Владимиром Мономахом и блаженным епископом Ефремом». Как показало исследование, Мономахов собор был сложен из тонкого кирпича — плинфы, на розоватом растворе извести — «цемянке».

Внутреннее помещение храма было тогда же расписано фресковой живописью. По традиции собор именовался Успенским. Это был шестистолпный крестокупольный, первый каменный храм на русском северо-востоке.

В 1194 году собору потребовался ремонт, который был сделан повелением владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо. По этому поводу летописец рассказывает: «В лето 6702 (1194 г), месяца сентября, обновлена бысть церквы Святая Богородица в Суждали, яже бе опадала старостью и безнарядьем... и покрыта бысть оловом от верху до камер и до притворов... а иже не ища мастеров от немец, но налезе мастеры от клеврет святое Богородицы и от своих, иных крыти, иных известью белити».

Из этого сообщения видно, что в распоряжении князя находились уже свои строители, выросшие из феодально-зависимого населения. После ремонта собор простоял 28 лет и в 1222 году был разобран, так как, сообщает летописец, церковь «учала бе рушитися старостью и верх ея впал бе».

Повелением великого князя Георгия Всеволодовича в 1225 году было закончено строительство нового собора и освящено 8 сентября епископом Симоном уже в честь Рождества Богородицы.

Через восемь лет, в 1233 году, внутреннее помещение было расписано фресковой живописью (фрагменты которой сохраняются в южной абсиде) и пол покрыт поливной разноцветной плиткой, названной летописью «моромором» (мрамором) красным разноличным». Во внутренней отделке была употреблена и мозаика, создающая впечатление орнамента на стенах в алтарной части.

Собор, построенный в 1225 году, был белокаменным с шестью столбами внутри, с северной, южной и западной сторон к фасадам примыкают притворы, образуя крестообразный план, с восточной стороны которого три четко выраженные апсиды.

Западный притвор - двухэтажная башня с лестницей внутри северной стены, ведущей на обширные ходы Здание завершилось тремя куполами.

Аркатурно-колончатый пояс из белокаменных балясин был украшен растительным узором разновидной плетенки. Он опоясывает фасады здания посередине. Южный и западный порталы покрыты резным орнаментом по белому камню.

Собор был самым красивым сооружением Суздаля в XIII веке, господствующим над низкими домами горожан. Своим монументальным видом он выражал мощь владимиро-суздальских князей и прославлял новую христианскую религию, укрепляющую их власть.

В западном и южном порталах сохраняются «златые врата». Высокие дверные полотна из пластин красной меди, разделанные такими же полуваликами на 14 квадратов, расписаны золотом изображениями из священного писания. Любовь суздальских мастеров к обилию орнаментики сказалось уже в этих ранних произведениях искусства. Врата относятся ко времени росписи собора — 1230 год. Высокое искусство, с которым исполнены росписи сюжетов, их композиция, изображения фантастических животных, вплетенных в орнамент, указывают на талантливость местных мастеров. Собор обладал и другими ценными произведениями искусства, ювелирными изделиями и расшитыми пеленами.

В 1238 году собор разграбили и пожгли полчища хана Батыя. Однако разрушен он не был, так как в 1279 в нем был погребен суздальский князь Юрий Андреевич.

В 1445 году, в период нападения на Суздаль казанских татар, здание собора было пожжено, и своды его пали.

Видимо, после этого собор отремонтировали, так как при реставрации живописи в 1938 году, были открыты фрагменты стенной живописи, относящейся ко второй половине XV в.

Собор простоял до 1528 года, когда повелением великого князя Василия III началось строительство нового собора. Старый же белокаменный разобрали до аркатурно-колончатого пояса и надстроили кирпичом. Высокие стены были покрыты по закомарам килевидной формы и завершены пятью барабанами с главами шлемовидной формы. Узкие, щелевидные окна прорезали стены фасадов. Строительство нового собора закончено было в 1530 году.

XVII век — время больших изменений в архитектуре собора. В 1635—1636 гг. его внутреннее помещение было расписано, пристроена абсида к южному притвору, образовавшая придел в честь св. Иоанна и Федора.

В это же время строится огромных размеров колокольня с шатровым завершением. В конце XVII века (1682— 1708) происходят наиболее значительные изменения в облике собора. Огромные хоры, затемнявшие внутреннее помещение, где размещалось пять придельных престолов, были разобраны. В связи с этим был разобран и второй этаж западного притвора, узкие окна растесаны в огромные проемы. Многие гробницы, находившиеся на поверхности пола, были убраны из-за тесноты. Внутренность собора приобрела вид просторного огромного двусветного зала, характерного для вкусов нового стиля барокко.

После пожара 1719 года верхнюю часть собора — барабаны — обшили досками на восемь граней, на которых устроили завершение в «десять глав с дугами», по типу украинских церквей, как, например, церковь Киево-Печерской лавры. В 1748 году уничтожили деревянные завершения собора и покрыли его вместо дерева железной кровлей на четыре ската. Тогда же были устроены огромные луковичные главы. Живопись 1635 года записана в 1865 году шуйским живописцем Быковым. В таком виде здание собора сохранилось до 1950 года.

С организацией Владимирских научно-реставрационных мастерских (1945) Суздальскому собору стало уделяться большое внимание. Фасады его были освобождены от всех позднейших пристроек и застроек, удален темного цвета цементный покров фасадов. Восстановлены резные колонки и южный притвор с орнаментированным порталом. Четырехскатное покрытие заменило начальное (XVI в.) позакомарное. На центральном барабане восстановлены кокошники. Полностью реставрирован второй этаж западного притвора. Проводятся реставрационные работы древней фресковой живописи. Здание приобрело вид, каким оно было в 1530 году, за исключением луковичной формы куполов.

Внутренность собора — это своеобразный музей произведений древнерусского искусства. Огромный иконостас иконами школы Симона Ушакова в пять ярусов представляет собой как бы огромный стенд. Центральное паникадило готической формы — вклад князя Ивана Ивановича Шуйского — с русской вкладной надписью, сообщает, что этот подарок был сделан в 1606 году. В центре паникадила литое скульптурное изображение самого вкладчика в рост, с тростью в руке. В верхней части — женская фигура с распущенными волосами. Остальные паникадила также относятся к XVII веку.

Некрополь Рождественского собора.

Знакомство с погребениями Рождественского собора надо начать с погребений у главного входа — западного притвора.

При входе на правой стороне в аркасолии имеется белокаменная плита с плохо сохранившейся надписью. Здесь погребен Федор Иванович Скопин-Шуйский, умерший в 1557 году и принявший перед смертью схиму под именем Феодосия.

Род князей Скопиных происходит от старшего сына Василия Бледного — Ивана Большого Скопы. Рядом с Федором Ивановичем под полом находится белокаменная гробница сына его Василия Федоровича, участвовавшего в чине воеводы в 1570 году в Ливонской войне. В 1579—1582 годах он был наравне с Иваном Петровичем Шуйским при защите Пскова от войск Стефана Батория. Умер в 1595 году, приняв перед смертью схиму под именем Ионы. Василий Федорович — отец юного полководца, героя «смутного времени» Михаила Васильевича Скопина-Шуйского.

В северо-западной части собора находится усыпальница князей Шуйских. В самом углу восстановленное надгробие князя Ивана Ивановича по прозванию «Пуговка». Это младший брат царя Василия Ивановича и последний из рода Шуйских. В период смутного времени с 1610 по 1620 год он находился в польском плену в Варшаве. По решению польской Рады, 15 февраля 1620 года Иван Иванович был отпущен в Россию.

После польского плена Ивану Ивановичу были возвращены все его богатства: «целый ряд домов в одном Суздале принадлежавших ему». На третьем году по возвращении из плена он женился на Марфе Васильевне Долгоруковой, став, таким образом, в близком родстве с царем Михаилом Федоровичем.

В последние дни жизни Иван Иванович принял схиму под именем Ионы.

Вдоль западной стены захоронены: прадед царя Василия Шуйского — Михаил Васильевич Шуйский, младший брат Василия Васильевича Бледного, умерший в 1472 году; дед царя Василия — Андрей Михайлович, умерший 29 декабря 1543 года.

В правой юго-западной части собора находится усыпальница князя Горбатого-Кислого (Кислицы) Михаила Васильевича, умершего в 1535 году, его жены из рода Ховриных-Головиных, принявшей монашество под именем Александры. Здесь же погребен их сын Федор Сусло. В раскрытом в 1934 году аркасолии гробницы Михаила Васильевича не оказалось.

Михаил Васильевич, после князей Шуйских, принадлежал к самым влиятельным и приближенным боярам Василия III. Он сидел на свадьбе царя с Еленой Глинской в «кислых», т.е. со стороны невесты (дружках). Отсюда и получил прозвание «Кислица». Перед смертью Михаил Васильевич принял схиму под именем Закхея.

В замурованной нише северной стены, напротив второго левого столба, находятся погребения последних представителей князей Ногтевых-Суздальских — Ивана Семеновича и Даниила Андреевича, имевших свое происхождение от четвертого сына Суздальско-Нижегородского князя Константина Васильевича — Димитрия Ногтя-Одноока.

Иван Семенович Ногтев — видный деятель времени Ивана IV. В 1537 году он был воеводой в Серпухове. В тот же год переведен в Муром. В 1538 году становится воеводой большого полка. Умер он в 40-х годах XVI века.

Князь Даниил Андреевич был также воеводой при Иване IV. Он участвовал в Ливонской войне, в разгроме войск Девлет-Гирея в 1572 году. При царе Федоре Ивановиче был наместником в Великом Новгороде. Умер он в 1599 году. В Суздальском музее хранится серебряная позолоченная чарка с надписью «Чарка Даниила Нохтева», а также икона Николы с надписью на оборотной стороне — «Князя Нохтева».

В северном притворе, у западной стены, погребены высшие духовные иерархи Суздаля.

В правом южном притворе находится усыпальница князей Вельских. Это был крупный и весьма влиятельный род при Иване III, Василии III, и Иване IV. Старший из погребенных — Федор Иванович — правнук великого князя литовского Ольгерда Гидиминовича. В 1482 году он перебежал из Литвы в Москву, к Ивану III. Во владении его предков находился город Белый, отсюда они и получили фамилию князей Вельских. Царь Иван III женил перебежчика Федора Ивановича на своей племяннице, рязанской княжне Анне Васильевне, чем и приблизил их к себе.

Основные земельные вотчины Вельских, полученные от царя, находились в Суздальском уезде, а поэтому Суздаль являлся центром, где Вельские имели свои осадные дворы.

В Суздальском Рождественском соборе погребены и его сыновья: Димитрий Федорович, Иван Федорович и Андрей Федорович, а также сын Димитрия Федоровича — Иван Дмитриевич.

Имеются сведения и о погребениях более ранних в истории Суздаля. Однако места их остаются неизвестными.

Первые погребения в здании собора, построенного Мономахом, принадлежали детям Юрия Долгорукого: Ивану и Святославу. Погребение Святослава было найдено в соборе при раскопках, проведенных археологом А.Ф. Дубыниным.

В Суздальском соборе имеется также около 30 погребений духовных деятелей.


Богородице-Рождественский собор Суздальского Кремля (1222-1225 гг.) на карте Суздаля »

Суздальский Кремль

Исторический центр города Суздаля, окруженный насыпными земляными валами, сохранившимися и по сей день, и его сердце - Суздальский Кремль, в одной из многочисленных экзспозиций которого Вы найдёте миниатюрный макет города Суздаля, каким он был сотни лет назад...

подробнее »