Маленький человек с хвостом в мультфильме «Почему банан огрызается»

Суздаль « Новости Суздаля « 2015 « Ноябрь


Маленький человек с хвостом в мультфильме «Почему банан огрызается»

Антон Сазонов // «Сноб» /


Спецпроект, посвященный лучшим молодым фильмам, продолжает анимационная трагикомедия Светланы Разгуляевой, горькая и смешная биография нашего современника, который жил себе да был, не очень счастливо, но спокойно, пока природа не сотворила с ним одну скверную шутку.

Светлане Разгуляевой 32 года. Анимации и художественному мышлению она училась около четырнадцати лет в стенах Суздальского художественно-реставрационного училища, ВГИКа и школы-студии «ШАР». На ее счету немало анимационных короткометражек, самой глубокой, сложной и фестивально успешной из которых стала дипломная «Почему банан огрызается». Международная премьера фильма прошла в феврале 2015 года на Берлинском кинофестивале, в конкурсной программе Generation 14plus Short Film. На сегодня картина объездила почти весь мир: «В период с августа 2014 года по настоящий момент фильм получил 15 призов и два диплома». Онлайн-премьера этого маленького шедевра — в спецпроекте журнала «Сноб».

Цветовая депрессия и способы борьбы с ней. Сначала училась на реставратора живописи в Суздальском художественно- реставрационном училище (1999–2004). И собиралась быть просто художником- живописцем. Мои педагоги Александр Алексеевич Комаров и Алексей Игоревич Кияткин всегда были за индивидуальность художника и прививали нам умение доносить до зрителя свое видение мира. Я так и привыкла, но мое видение не совпадало с видением академиков: моя живопись была слишком яркой и дерзкой, а рисунок — слишком энергичным и волосатым. Будучи студенткой еще в училище, я пробовала поступать в МГАХИ им. Сурикова. Но мне ясно дали понять, что шансов у меня нет, поскольку моя живопись вовсе не живопись, а «цветовая дрызготня». Это спровоцировало цветовую депрессию, я стала писать черной краской. Но однажды съездила во ВГИК на выставку, там были выставлены такие же яркие работы, как у меня, и мне показалось, что именно там мое место. После 5-го курса училища я стала поступать туда. Сделала три попытки поступить на художественный факультет (с 2004 по 2006 год), но мне не хватало баллов на бюджетное место, родители не могли мне оплатить учебу, а цветные работы, как выяснилось, во ВГИКе писали лишь в одной мастерской, до набора в которую нужно было ждать еще три или четыре года.

Через тернии. Чтобы не уезжать в Сургут к родителям, я поступила на подготовительные курсы во ВГИК, там же работала посудомойщицей и натурщицей. Я имела умысел: это было нужно и для денег, и для того чтобы примелькаться и запомниться преподавателям. Сердце одного педагога я все-таки покорила, но он считал, что шансов у меня все равно нет, и очень просил не бросать живопись, поскольку она очень индивидуальна и так же ярка, как у художников Востока, откуда он и сам был родом. Чтобы не выгнали из общаги при ВГИКе, где я проживала не совсем легально, по совету одной сердобольной женщины, в дальнейшем моей учительницы французского в колледже, я пошла учиться в Колледж кино, телевидения и мультимедиа при ВГИКе, на анимацию, в мастерскую Соколова Станислава Михайловича (это 2005–2008). Я не пожалела, что там отучилась, мне очень много дал колледж в техническом плане. Именно там я получила то, чего не хватало все время: ожившие рисунки — это были просто чудеса. На протяжении всего времени учебы в колледже я продолжала поступать во ВГИК. Но однажды мой педагог из колледжа Аида Петровна Зябликова сказала: зачем тебе этот художественный факультет? Тебе надо пойти на режиссуру, ты отличные истории сочиняешь. Ну я и попробовала… В общем, еще два раза я поступала на режиссуру, и со второго раза у меня все-таки получилось (учеба во ВГИКе — 2007–2012). Я поступила к самой Аиде Петровне Зябликовой и Владимиру Николаевичу Зуйкову, моим прекрасным учителям и добрым друзьям. На втором курсе я познакомилась с Иваном Максимовым, и мне очень захотелось учиться у него. Для этого пришлось дождаться конца четвертого курса ВГИКа и поступать в «ШАР» (учеба там — 2011–2013). Я несколько лет мечтала о «ШАРе», но не знала как я смогу там учиться, потому что учеба платная. Однако я рискнула поступить и решила, что хотя бы на один год найду деньги. К счастью, и с помощью самого «ШАРа», и моих поручителей Ивана Максимова и Андрея Юрьевича Хржановского, нам удалось получить грант на образование в Фонде культурных инициатив имени Михаила Прохорова. И так в 2013 году я окончила свое непрерывное 14-летнее образование. И в 2014 году сняла дипломный фильм «Почему банан огрызается».

Учиться, учиться и учиться. Анимационное образование дает в руки ремесло. Это касается только профессии художника-аниматора. И это важно для того, чтобы стать профессионалом. Учиться все равно придется всю жизнь, но без образования тут никуда. Можно стать режиссером анимационных фильмов без образования, но это, скорее, исключение, я верю, что есть особенно талантливые люди, но, возможно, у них хорошее чувство юмора или отличный музыкальный слух. В любом случае какое-то превосходство должно быть хоть в чем-то.

Длинные букашки. Мой первый маленький фильм я сняла еще в колледже, но его не хотели брать на фестиваль ВГИК, и мне пришлось написать в титрах, будто бы я сняла его на первом курсе ВГИКА, спустя всего месяц после начала учебы. Он называется «Троица… Лето» (2007). Это скорее не фильм, а этюд, но мне кажется, я в то время была смелее, чем сейчас, хотя менее умелой. Со временем становишься более конкретным и теряешь смелость, дерзость, легкое отношение. Дальше — дипломный проект в колледже «Медведь Ики» (2008), снят он был наскоро, поэтому были планы доделать его по-серьезному, но так руки и не дошли. Я в то время очень любила сочинять псевдоэтнические мифы и сказки, а сейчас это куда-то делось, что очень жаль. Потом пошли курсовые фильмы во ВГИКе — «Слушай, как тает снег» (2009), «Как букашка голову потеряла» (2012), «Школа ангелов» (2011), «Девочка для зайчика» (2012). Все это как-то было уже очень давно, и переживания сейчас уже совсем другие. В основном есть ощущение, что они все слишком длинные.

«Посыпь блесток на горб и иди танцевать». В «Почему банан огрызается» очень личные переживания, которые меня мучили тогда. Попробую описать. Первое — это желание призвать людей быть более внимательными к окружающим, относиться более бережно к чувствам людей, не важно, кто этот человек для вас, с ним надо общаться уважительно. Внесу больше конкретики. Не все люди идеальны, это известно, но те, кто считает себя идеальными, иногда ведут себя очень некультурно, говоря другому человеку о том, насколько он не идеален по сравнению с остальными. Я считаю, есть два выхода из этой ситуации. Первое — любить себя и не обижаться на замечания, ведь все люди индивидуальны. Второе — обижаться и доводить себя до известно чего. Ну, а тем, у кого все в порядке с любовью к себе, советую с такой же любовью относиться к индивидуальности других, и даже если вам не нравится мой «хвост», то это не повод постоянно говорить мне об этом и тыкать в него пальцем. Вот для кино я выбрала первый вариант: надо полюбить себя таким, какой ты есть, и все станет хорошо, все мечты сбудутся. В фильме Party Monster Фентона Бейли и Рэнди Барбато главный персонаж говорит: не важно, какой ты есть, горбатый или хромой, посыпь себе немного блесток на горб и иди танцевать.

Жизнь в гигантских костюмах. Что касается выбора профессии для героя, референсом у меня был фильм «Русалка» Анны Меликян, мне очень понравился персонаж гигантского молчаливого телефона на ножках. Он телефон, но он молчит — это гениально. Я много раз посмотрела этот фильм и потом решила, что в каком-то своем фильме обязательно сделаю персонажа в костюме чего-то гигантского. Получилось так, что это фильм про меня, аниматора, который ходит в костюме аниматора. Пусть никто, кроме меня, больше этого не заметит, но я очень люблю такие вещи. Вообще, я все свои фильмы снимаю про себя, поэтому референс для кино — это и моя жизнь тоже, мои бесконечные неудачи при поступлении во ВГИК, например. Я вот сейчас задумываюсь: а на фига нужно было столько упорства проявлять на этом пути? Затем, чтобы потом снять об этом фильм.

Про любовь. Этот фильм — о любви к себе, которой иногда нет и которая нужна, чтобы не сойти с ума и достичь своей мечты. Наверное, многие сейчас начнут говорить, что любовь к себе — это эгоизм. Нет, делать все в свою пользу — это эгоизм, обделять родных в свою пользу — это эгоизм, а любовь к себе — это и уважение, и умение принимать себя таким, какой ты есть, с недостатками, однако не надо любить в себе то, что делает больно другим людям или угрожает их здоровью и жизни. Любовь, о которой я говорю, — это тот механизм в организме женщины, который через любовь к себе, например, дает женщине возможность одаривать любовью мир, семью, друзей. Это та самая любовь к себе, без которой человек будет жить «на дне» мира, без которой он не сможет достичь своих целей.

Техника воспоминаний. Анимационная техника могла быть другой, если бы не приходилось по привычке экономить. Во-первых, я не знала, будет ли у меня бюджет. Это обусловлено тем, что в «ШАРе» дают деньги на фильм раз в год на 4-5 студентов, но в это число еще надо попасть, быть лучшим. А если не попадаешь, то делаешь фильм сам. Поэтому я выбрала технику компьютерной перекладки как основную, ведь я была уверена, что это я смогу сделать сама. В этой технике сделана часть, которая относится к жизни героя, а воспоминания невозможно было бы сделать в перекладке, так как предполагалось, что в воспоминаниях все будет более энергичным и, возможно, с трансформациями, чтобы было смешно. Потом, мир воспоминаний — он должен был быть более карикатурным, чем реальный.

Самым сложным было убедить преподавателей, что это будет интересно. От усов и когтей у героя меня отговорили сразу, остался только хвост. Потом были споры насчет хвоста, не оттолкнет ли и он зрителя, не будет ли противно смотреться рост хвоста буквально на глазах. Потом были сложности с мыслями о том, что закадровый текст — это всегда плохо. И поиски актера — это тоже была сложность, потому что ответ на вопрос, кто будет читать, для меня был однозначным: только Виктор Сухоруков. Но меня опять же отговаривали, а к тому же я не нашла никаких его контактов. В результате все сложилось как нельзя лучше, и это заслуга моих учителей и моей команды. Одному из аниматоров было неудобно работать по интернету, да и задания я не всегда могла сформулировать четко, а он любит точность. Сложно было отказаться от такого обилия всего того интересного, что наговорил актер Коля Мироненко на записи. Текста было записано на 50 минут, но для истории нужно было всего четыре, а Коля так вошел в роль, что из него так и сыпались перлы, и я, сидя рядом, думала, что умру от смеха, но смеяться было нельзя. Коля на самом деле не актер, а звукорежиссер. Просто он очень талантливый человек, который записывает свою музыку, поет и читает тексты — очень странные, но голос классный, и к тому же Коля умеет сочинять на ходу.

Признание классиков. В Суздале в марте этого года был фестиваль. Там, как правило, собирается все анимационное сообщество. Мне вручили Гран-при с формулировкой «За одинокий голос человека». Вручал Андрей Юрьевич Хржановский, от него эти слова услышать было, как если бы он смахнул слезу и сказал: «Верю». Я не знаю, для кого как, а для меня слова одобрения моих педагогов очень важны. Ведь они так же, как и я, переживали за результат, принимали участие в самом процессе. Мой мастер Ваня Максимов почти в самом конце съемок сказал: сделай так, как считаешь нужным, ты ведь сама режиссер. И вот эти слова окрыляют. Хотя во время учебы Ваня не дает спуску, и прыжок на месте у него — это уже побег. То есть он умеет убеждать и оказывается прав всегда. Юрию Борисовичу Норштейну фильм тоже очень понравился. Наверное, были и отрицательные мнения, но до меня не доходили слухи.

Золотой сон. Если бы у меня не было абсолютно никаких ограничений, я бы снимала кино про космос, другие галактики, обязательно полнометражное и не совсем анимационное, такое как «Аватар». Сценарий в голове уже давно есть. Это целый мир, в котором я бываю во сне, но вот только нет у меня уверенности, что когда-нибудь смогу снять это кино. Возможно, так никто, кроме меня, его и не увидит. Очень оно дорогое по моим ощущениям.

Равнение на коллег. Моя любимая анимационная студия — российская, ToonBox (http://www.toonbox.ru). У них отличные художники, хороший вкус, авторы чувствуют время и зрителя и при этом не забывают о себе. Хорошее сочетание, когда нельзя сказать, что это — чисто зрительское кино, а это — чисто авторское. Такая вот золотая середина классная.

Ужасы завтрашнего дня. Сейчас работаю аниматором на разных студиях удаленно. Постепенно готовлю новый проект о выдуманных страхах человека. Я давно хотела снять фильм ужасов, вот и попробую.

Другие фильмы проекта:

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.

Источник: http://snob.ru/selected/entry/101112?preview=print


« Все новости Суздаля

Начать обсуждение на форуме »



Комментарии

Добавить комментарий

Ваш комментарий может быть первым! =)