Суздаль « Новости Суздаля « 2010 « Ноябрь
Забытые имена сподвижников
В канун нового праздника Дня народного единства вся страна вспоминает спасителей Отечества в пору Великой Смуты — нашего земляка князя Дмитрия Пожарского и нижегородца Козьму Минина. Однако биографии многих современников тех великих событий, в том числе уроженцев и деятелей Владимиро-Суздальского края, до сих пор остаются сравнительно малоизвестными. Среди них и архиепископ Герасим Суздальский, возглавлявший епархию в пределах значительной части территории нынешней Владимирской области в 1612 году, во время решающей схватки второго земского ополчения Минина и Пожарского с польскими интервентами и их пособниками…
Роль Русской православной церкви в тех событиях, когда судьба России как государства, без преувеличения, висела на волоске, была исключительно велика. Подвиг патриарха Гермогена, призывавшего народ к сопротивлению, отказавшегося пойти на сговор с иноземцами и замученного в темнице, имел огромное значение для роста патриотических настроений и вдохновил предводителей ополчения и всех россиян на борьбу с захватчиками. Расположенная между занятой поляками Москвой и ставшим центром сбора второго ополчения Нижним Новгородом Суздальская епархия имела стратегически выгодное местоположение. От лояльности ее паствы к той или иной стороне во многом зависела расстановка политических сил в самом сердце России. Именнотогда владыка Герасим Суздальский проявил себя как решительный сторонник Минина и Пожарского, призывая все сословия сплотиться вокруг народных вождей.
Происхождение этого архипастыря до сих пор до конца неизвестно. Скорее всего, он был выходцем из духовного сословия Юрьев-Польской округи и в миру прозывался Григорием. Еще в царствование Ивана Грозного будущий архиепископ принял иноческий постриг с именем Герасим. При сыне грозного царя государе Федоре Ивановиче в 1596 году монах Герасим тогдашним архиепископом Суздальским Галактионом был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Михаило-Архангельского монастыря в Юрьев-Польском.
Настоятельство архимандрита Герасима пришлось на тяжелые годы неурожаев и нестроений в державе Бориса Годунова. После того как власть в Москве захватил первый самозванец — Лжедмитрий, суздальский владыка Галактион поддержал мнимого «царя Дмитрия Ивановича» и даже был назначен членом новообразованного Государственного Совета. Однако после убийства лжецаревича Гришки Отрепьева архиепископ Галактион категорически отверг Лжедмитрия II — нового ставленника поляков на российский престол, которого в народе окрестили «Тушинским вором». Поляки отомстили суздальскому архипастырю, арестовав его и, подобно патриарху Гермогену, уморив в заточении в июле 1609-го. После этого почти на три года в апогей Великой Смуты Суздальская епархия осталась без архиерея. Но даже тогда архимандрит Герасим, переведенный в 1605 году на пост настоятеля Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, продолжал оставаться духовным авторитетом для всех, кто не хотел смириться с властью иноземцев и предателей. Его патриотическая позиция была широко известна, причем не только в Суздале и его окрестностях, но и по всей России. Кстати, сам Спасский монастырь под его началом представлял собой важную крепость. Когда второе земское ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в марте 1612 года двинулось из Нижнего Новгорода в Москву кружным путем через Ярославль, вопрос о рукоположении нового суздальского архиерея встал с особенной остротой.
Митрополит Казанский Ефрем (Хвостов), бывший тогда местоблюстителем патриаршего престола «за небытностью Патриарха Московского», срочно вызвал архимандрита Герасима из Суздаля в Казань, где совершил его хиротонию в сан архиепископа Суздальского и Тарусского. Существует версия, что в церемонии возведения в архиерейский сан нового суздальского владыки принимал участие и архиепископ Ростовский Кирилл IV (Завидов). Во время самых тяжелых боев ополченцев с поляками и осады Москвы архиепископ Суздальский Герасим стал одним из активнейших духовных авторитетов земской рати.
19 апреля 1613 года владыка Герасим Суздальский встречал нового царя Михаила Федоровича Романова при торжественном въезде в Москву вместе с митрополитом Казанским Ефремом, архиепископом Архангельским Арсением (Элассонским) (будущим преемником Герасима на Суздальской кафедре), епископом Коломенским Иосифом и епископом Корельским Сильвестром. Как и другие архиереи, архиепископ Герасим поднес молодому государю икону, благословил его и «поцеловал правую честную руку царя».
В мае того же 1613-го преосвященный Герасим подписался под «утвержденной грамотой» Земского собора, избравшего Михаила Федоровича на царство. Той же весной владыка Герасим вместе с другими святителями писал гостю Строганову, одному из самых богатых людей в стране, о необходимости уплаты в казну крупной денежной суммы.
Архиепископ Герасим пользовался большим авторитетом в придворных кругах того времени. Когда в сентябре 1614 года было решено послать в Ярославль людей «крепких и разумных» для увещевания «воровских казаков», то во главе этой миссии, в которую входили архимандрит Московского Чудова монастыря Авраамий и боярин князь Борис Лыков-Оболенский, был поставлен владыка Герасим Суздальский. Наказ предписывал Герасиму со товарищи «к Государю служба своя и раденье показать, уговорить атаманов и казаков всякими меры с великим раденьем и поспешеньем, чтобы они, памятуя Бога и свои души и Государево крестное целованье, и прежнюю свою службу и работу к Государю и ко всему Московскому Государству не теряли, от воровства престали и шли на Государеву службу тотчас, не мешкая». Миссия суздальского архипастыря завершилась успехом. «Полевые командиры» смутного времени, промышлявшие в Заволжье, перешли на сторону московского правительства.
Архиепископ Герасим находился на Суздальской кафедре в нелегкое время упадка и разорения. Как писал по старым преданиям и грамотам почти полтора столетия спустя о той поре церковный историк ключарь суздальского собора Ананий Федоров, «…многия святыя церкви всеконечно от литовских людей и от русских воров быша осквернены, и престолы святыя разорены, и церковное украшение, колокола и книги поиманы, и села и деревни пожжены, и крестьяна многие посечены, и иныя в полон побраны, и разорено все до основания. И не токмо то чинено по селам и деревням, но и из Суждальской соборныя церкви, и из дому архиерейского немалое бысть похищение святым древним иконам и всякой церковной богатой утвари и ризнице».
Высокопреосвященный Герасим занимал Суздальскую кафедру всего лишь около трех лет и скоропостижно умер, находясь по делам в Москве 20 февраля 1615 года. Скорее всего, сказалось огромное напряжение, в котором приходилось постоянно пребывать архипастырю в условиях многолетней войны и внутренних неустроений. Первоначально владыка был погребен в столичном Чудовом монастыре, но позже по настоянию его преемника архиепископа Суздальского Арсения Элассонского саркофаг с телом почившего святителя перевезли в Суздаль. Там прах архиепископа Герасима захоронили у левого столпа Богородице-Рождественского собора.
Архиепископ Герасим Суздальский с полным основанием может быть назван одним из видных соратников Минина и Пожарского. И в канун праздника 4 ноября как нельзя более уместно вспомнить об этом незаурядном мужественном человеке и патриоте — архипастыре наших предков в лихую годину.
Источник:
Комментарии