Суздаль « Новости Суздаля « 2013 « Июнь


«Невеста» стареть не будет

Юрий БЕЛОВ /


Актриса Татьяна Пилецкая

К 85-летию народной артистки России Татьяны Пилецкой.

Счастливы актеры, снимающиеся в кино, - сколько бы лет не прошло, а на экране они по-прежнему красивы и молоды. Иные их партнеры “успели” уйти в мир иной, а кинопленка сохраняет их – живыми! Чтобы помнили благодарные зрители, знали в лицо кумиров доброго и славного советского кино.

Фильм “Невеста” по А.П.Чехову снимался в 1956 году в г.Муроме. Это, кстати, был первый фильм, снимавшийся в этом старинном городе. И что же? В живых на сегодняшний день остались только режиссер-постановщик Г.Никулин и исполнители главных ролей – Татьяна Пилецкая (Надя) и Олег Басилашвили (Андрей Андреевич). И хотя “Невесте” скоро можно будет отметить 60-летний юбилей, актеры продолжают активную творческую жизнь! Играют в театре: О.Басилашвили на сцене БДТ, а Т.Пилецкая – “Балтийском Доме” (бывший театр им.Ленинского комсомола). А еще она работает на сцене Санкт-Петербургского государственного театра “Приют комедианта”.

Татьяна Львовна любезно пригласила меня на спектакль “Крепкий чай с бисквитным пирожным” по мотивам романа У.С.Моэма “Театр”, в котором играет главную роль (знаменитой актрисы Мисс Ламберт). Она практически все время была на сцене, сложные игровые ситуации со сменой костюмов, настроений. Такая игра требует просто много физических сил и внутреннего напряжения. Я был восхищен формой и актерским мастерством актрисы, совершенно справедливо носящей почетное звание народной артистки России, Забитый до отказа зал (небольшой, правда) дружно рукоплескал вместе со мной.

А после окончания спектакля Т.Л. Пилецкая вышла ко мне в фойе. Мы сели рядышком. Татьяна Львовна принесла с собой фотографии, сделанные во время съёмок “Невесты”, как мы договаривались, и стала их показывать:

- Вот смотрите, какая чудная фотография. Это вот Гриша Никулин, режиссер фильма.

Молодой человек в черном плаще сидел на лавочке в центре, объясняя что-то, справа от него со шляпой и тростью в руках красавец О.Басилашвили, слева, в шляпке и платье, какие были в моде в XIX веке, Татьяна Пилецкая о образе невесты Нади.

- А вот это как бы наша свадьба. – говорит актриса, показывая другую фотографию почти шестидесятилетней давности. - Я хочу сказать, что у меня до сих пор очень хорошие отношения с Олегом. Как-то недавно была по ТВ передача обо мне, и Олег вспоминал про съёмки “Невесты” в Муроме, как мы там снимались. И Гриша Никулин говорил, что весь город сбегался смотреть – не то, что на знакомых актеров, а на такую красивую пару!…

- Насколько я знаю, участием в съёмках фильма “Невеста” Олег Басилашвили дебютировал в кино. А вот вы были уже знаменитостью: “Княжна Мери” (Вера), “Мать” (Сашенька), “Дело № 306” (Корнева) и особенно “Разные судьбы” (Таня Огнева).

- Кстати, я только-только сыграла в фильме “Разные судьбы”, когда меня пригласил сниматься в свой фильм Гриша Никулин. И я очень благодарна ему за это. Дело в том, что после исполнения роли Тани Огневой на меня чуть ли не навесили ярлык, что я могу играть только таких вампирш страшных. Никулин не побоялся взять меня на такую нежную Надю в фильме “Невеста”, можно сказать, на резко противоположную, совершенно другую роль. Это была очень интересная работа, хотя и очень трудная, потому что это Чехов: мало слов и одна треть внутренних переживаний. И потом – целый день в корсете! Физически тяжело. Тем не менее, я всегда вспоминаю нашу работу: очень хорошая была атмосфера на съёмочной площадке, рядом со мной прекрасные партнеры - замечательная Ольга Георгиевна Казико, это мой педагог еще по студии в БДТ, Федор Михайлович Никитин, с которым я снималась в “Княжне Мери” (он играл моего мужа), Юрочка Пузырев. Очень талантливый актер! К сожалению, его уже нет в живых. Кампания была очень серьёзная, понимаете? Картина “Невеста” получилась такая (Татьяна Львовна подбирает слова) трогательная, такая чистая. Я смотрела её целиком и думала: “Такая хорошая картина, просто удивительная, все выдержано в стиле, она такая чеховская!”

- Я, к сожалению, не видел “Невесту”, хотя очень хотел бы посмотреть. Действительно: Чехов, хорошие актеры и Муром образца 1956 года!..

- Надеюсь, посмотрите когда-нибудь. У вас же есть во Владимире какой-то кинофонд? Посмотрите. Гриша мне как-то сказал, что фильм “Невеста” лежит у него …под кроватью. Одна из копий. Правда, давно это было, не знаю, как сейчас. Гриша очень милый, славный, творческий человек. Я очень рада, что с ним встретилась в очень важной для меня работе.

- Татьяна Львовна, режиссёров на “Невесте” было двое: Григорий Никулин и Владимир Шредель, не так ли?

- Да. Шредель был вторым режиссером. Я не знаю, как они делили обязанности, но с актерами больше работал Гриша. Он работал режиссером в БДТ и это ему было ближе. А Шредель больше по организационной части.

- Татьяна Львовна, а каким был город Муром?

- Муром был тихим и славным городом! Мы жили в Доме колхозника.

- Без удобств?

- Совершенно без удобств, конечно. Деревянные ступенечки, скрипучая лестница, комната, в которой мы жили: раз, два, три – четыре человека! Актрисы, гримеры, костюмерши. Обедали в столовой, где был такой смешной директор, которого мы звали Псой Псоевичем. Такой радостный нас всегда встречал и постоянно хохотал. Однажды нам привезли показать фильм “Разные судьбы” – сам режиссер-постановщик Леонид Луков приезжал и устроил первый просмотр. Специально. У меня даже есть фотография, где он сидит на коробках с фильмом. Снимались мы по всему городу: возле старинных особняков, в рядах, на берегу Оки. Так мило, романтично и по-русски хорошо было!

- И народ простой!

- Народ простой, отзывчивый, по-доброму к нашей съёмочной группе относились. Некоторые принимали участие. У нас особых массовок не было, но всё-таки – прогулки, гуляния в городском саду.

Актриса охотно отвечала на мои вопросы, вспоминая кинематографические события давно минувших дней, но я понимал, что она отдала очень много сил спектаклю, устала, да и шел уже одиннадцатый час вечера. Поэтому не стал больше мучить народную артистку – поблагодарил за внимание и ушел с надеждой еще когда-нибудь свидеться.

С читателем же хочется поделиться сведениями о творческой судьбе актрисы, которые мне известны давно. Татьяна Львовна Пилецкая родилась и до сих пор живет в Ленинграде-Петербурге. С детских лет её влекла сцена, только не думала она поначалу о театре и кино. В 1945 году она окончила Ленинградское хореографическое училище им.Вагановой, готовясь стать балериной. Уж как в ней разглядел известный кинорежиссер Г.Козинцев Дашу Севастопольскую, остается загадкой. Но неожиданное приглашение сыграть в фильме “Пирогов” героическую роль совершенно изменили творческие планы надежды балерины. Работу на съёмочной площадке она совмещала с занятиями в драматической студии при Большом драматическом театре (БДТ). Фильм вышел на экраны в 1947 году, а на следующий год она стала драматической актрисой. В 20 лет.

В 50-х годах она очень много работала в кино, переходя из одной картины в другую. В основном на “родной” киностудии “Ленфильм”. Наибольший успех Т.Пилецкой принесли роли в фильмах “Разные судьбы” (1956) и “Олеко Дундич” (1958) режиссера Л.Лукова. Запомнились зрителю и образы, созданные актрисой в картинах “Зелёная карета”, “Прощание с Петербургом”, “Путешествие в другой город”, “Сильва”, “Жизнь Берлиоза”. Последние десятилетия народная артистка России Т.Л.Пилецкая больше работает в театре. Её дом – театр.

Ю. БЕЛОВ.

При использовании материала ссылка на сайт «Суздаль Онлайн» обязательна.


« Все новости Суздаля

Обсуждение на форуме »



Комментарии

Добавить комментарий

Ваш комментарий может быть первым! =)