Суздаль « Новости Суздаля « 2011 « Декабрь


Юрий Никулин и Суздаль. К 90-летию со дня рождения.

Юрий БЕЛОВ /


После окончания института в августе я поехал в Магадан. Не по этапу – по доброй воле, по распределению, хотя была возможность «распределиться» во Владимирской области. Было это ровно 40 лет назад.

Судьба забросила на Колымскую трассу, поселок Стекольный, в 72 километрах от Магадана. Стал работать в средней школе учителем английского языка. Коллектив учителей был очень дружным, вообще народ в Магаданской области оказался многонациональным и доброжелательным, весёлым. Если на материке очень многие товары были в дефиците, то на Колымской трассе можно было купить всё. Я купил себе гитару и кое-что еще.

В книжном магазине купил «Киноэнциклопедический словарь», поскольку был большим любителем кино. И вот с удовольствием листая объёмную книгу, наткнулся на фамилию «Никулин, Юрий Владимирович». Узнал о том, что он родился 18 декабря 1921 года. Скоро у него будет 50-летний юбилей! Решил написать очерк о нём к юбилею. И написал, и он был напечатан в газетах «Заря Севера»Хасынского района и «Магаданский комсомолец» (областная молодежная газета). Этого мне показалось мало, и я отправил телеграмму любимому артисту: «Москва, киностудия «Мосфильм». Юрию Владимировичу Никулину».

Не думал я, что через несколько лет мне посчастливится лично познакомиться с народным артистом СССР, беседовать и сделать несколько фото. Тогда Ю.В.Никулину было 50, и он был в расцвете творческих сил. 90-летие со дня рождения мы отмечаем без него. Светлая память замечательному лицедею и прекрасному человеку.

Встреча в “Юпитере”


Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"

Необычная встреча произошла у меня с Юрием Никулиным (Балбесом) летом 1978 года. С детских лет я знал и любил этого артиста, начиная с его первых фильмов: “Девушка с гитарой”, “Неподдающиеся”, “Человек ниоткуда”, “Друг мой Колька!” и “Пес Барбос и необычный кросс”. Один взгляд на лицо Ю.Никулина всегда вызывал у меня улыбку. Серьезным представить себе это лицо было невозможно. Да и зачем - в голову не приходило!

Небывалую славу Юрию Никулину принесла роль Балбеса в серии фильмов Л.Гайдая. В год выхода на экраны комедии “Пес Барбос и необычный кросс” ему стукнуло 40 - срок пришел! Кино стало занимать не меньшее место в творческой жизни лицедея, чем цирк - основное место работы.

Я знал, что Ю.Никулин работает клоуном в Московском цирке, но увидеть его там, на арене Московского цирка, мне ни разу в жизни не довелось... Коверного клоуна я видел только на экране телевизора. И вот однажды летом (1 августа 1978 г.), когда я возвращался от своих родственников из Сергиева Посада, случайно оказался на Колхозной площади. Было свободное время и я подумал о цирке, старом, который находился поблизости, на Цветном бульваре. Дай-ка, думаю, хоть раз в жизни схожу в цирк, может быть Юрия Никулина увижу ...


Памятник артисту кино и цирка у входа в Московский цирк на Цветном бульваре

Подошел к зданию цирка, ищу кассу. А нашел объявление: “Цирк закрыт на ремонт”. В полной растерянности стою перед парадным подъездом, от нечего делать разглядываю легковые машины возле него. Интересно, а у Юрия Никулина есть собственная машина? И тут вышла женщина в рабочем халате, которую я и спросил он этом. “Есть. - говорит. - Как же - и у Юрия Владимировича и у сына его - Максима”.

Поведал я уборщице свою печальную историю о несбывшейся мечте увидеть любимого комика на манеже цирка. “Последнее представление с его участием было 24 июля. - сказала она. - А потом цирк закрылся на ремонт. Труппа цирка улетела на гастроли в Чехословакию. Приходите 16 сентября на открытие нового сезона”.

Легко сказать: “Приходите 16 сентября”. А если я иногородний?! Вспомнил почему-то слова песенки из кинофильма Э.Рязанова “Девушка без адреса”: “Найти человека в Москве нелегко, когда неизвестна прописка...” Юрий Никулин более 30 лет “прописан” в Московском цирке на Цветном бульваре, а вот поди-ка найди его! На гастролях.

Вздохнул я и поехал на троллейбусе в центр Москвы, в фирменный магазин фототоваров “Юпитер”.

Сделав покупки, направился к выходу из магазина. Иду и вдруг замечаю, что по правую сторону от меня, тоже к выходу идет, неторопливо беседуя с мужчиной среднего возраста - кто бы вы думали? - Юрий Владимирович Никулин. Собственной персоной. Тоже фототоварами интересовался... Купил пленку фотографировать достопримечательности золотой Праги? Вот так встреча!

Я притормозил, пропуская этих двух мужчин вперед себя. При выходе из “Юпитера” они встали: сейчас прощаться будут, думаю, стоя в сторонке. Юрий Владимирович одет в обыкновенный костюм темного цвета, рубашка тоже темная, в довольно крупную клеточку, без галстука. В волосах засеребрилась седина. Фигура сутулая. Наконец, друзья прощаются, пожимают руки, целуются. Потом Юрий Владимирович начал спускаться по лестнице, ведущей к Старому Арбату. Я, набравшись храбрости, быстренько догоняю его, здороваюсь и рассказываю с воодушевлением, что произошло до этой совершенно неожиданной встречи. Мечтал увидеть вас, как клоуна, буквально полчаса назад стоя у дверей цирка...

-Цирк закрыт на ремонт, - сказал Юрий Владимирович, - а я сегодня улетаю на гастроли в Чехословакию. Вы застали меня буквально в последний момент. После Чехословакии цирк будет гастролировать в Харькове. Домой вернусь не скоро. А вы из Суздаля? Бывал я там не раз. Во Владимире - тоже. Люблю эти старинные города. В фильме “Андрей Рублев” снимался, играя трагическую роль монаха Патрикея, помните?

Спускаясь по лестничным площадкам, мы продолжали разговор. Я кратко рассказал артисту о новостях культурной жизни Суздаля, о туристском комплексе, построенном на окраине, о музейных выставках, о художественных фильмах, снимавшихся в городе за последние годы. Сказал я Юрию Владимировичу также о том, что имел счастье встречать в Суздале его коллег по гайдаевской тройке - Г.М.Вицина и Е.А.Моргунова, вот только его фотографии не хватает для “полного счастья”...


Ю.В.Никулин 1 августа 1978 г. Москва.

Никулин отреагировал попросту: “Где встать?”

Кругом стояли разновысокие, маловыразительные здания, задворки Арбата - фон не то, что в Суздале, но выбирать не приходилось. В таком случае, думаю, надо снимать крупным планом, чтобы фон получился размытым. В фотоаппарате, как оказалось, пленки оставалось всего на два кадра... Я с удовольствием и волнением потратил их на народного артиста СССР. На память об этой уникальной встрече.

После съемки Юрий Владимирович сел за руль своей машины, улыбнулся, помахал мне ладонью и сказал: “Привет Суздалю!” Через несколько секунд светло-зеленая “Волга” скрылась в плотном потоке машин. Номер я запомнил: 00-13. Найти человека в Москве нелегко, когда даже прописка известна... Но я хотел бы сказать точнее: На ловца и зверь бежит... Как Барбос за браконьерами...

У гроба Л.И. Гайдая

Я хорошо запомнил, что была суббота. Зашел я к своему другу-звонарю Ю.Юрьеву обменяться новостями, вот он мне неожиданно и выложил: “Умер кинорежиссер Данелия. В возрасте 70 лет”. Я огорчился, но сразу же, прикинув в уме, выразил сомнение в достоверности информации: “ Георгию Данелия нет еще 70. Он, если мне не изменяет память, с 1930 года рождения”.

Смутился Юра на мгновение, а потом сказал: “Правильно, не Данелия - Гайдай! Я спутал”. - “Если Гайдай, то все сходится: ему недавно 70-летие отмечали...” - сказал я.

Такой кинорежиссер умер! Такой человек! Надо на похороны съездить. Хоронят обычно на третий день. А у меня очередной номер газеты “Вечерний звон” в типографии... Не успеваю. В Понедельник весь день пробыл в типографии (г.Владимир), готовя номер к печати. Но мысль о Гайдае не покидала сознание: схоронили сегодня? Кому позвонить? Как узнать? И тут я вспомнил, что в записной книжке есть номер домашнего телефона Евгения Моргунова. Он должен знать. Звоню в Москву. Мне повезло: Евгений Александрович оказался дома. “Похороны в среду, 24 ноября. Гроб с телом будет установлен в Доме кино. Начало гражданской панихиды в 12.30.” - сказал он.

Подписал я номер в печать и с удовлетворением поехал домой в Суздаль - на похороны попаду. В среду утром выехал в Москву и приехал в Дом кино одним из первых. У входа увидел кинодраматурга А.Инина и актера Д.Харатьяна, снимавшегося в двух последних картинах мастера - “Частный детектив, или операция “Кооперация” и “На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди”. На одном из белокаменных столбов большая фотография Л.И.Гайдая с траурной лентой, ниже текст: “Союз кинематографистов с глубоким прискорбием извещает о смерти народного артиста СССР, лауреата Государственной премии, заслуженного деятеля искусств, кинорежиссера Гайдая Л.И. и выражает соболезнование родным и близким покойного”. Сбоку, на этом же столбе, объявление о премьере в Доме кино фильма “Грех”, перечеркнутое фломастером желтого цвета с резолюцией: “Отменяется”.

Через несколько минут на небольшом автобусе привезли тело покойного. Приехала жена кинорежиссера, актриса Н.Гребешкова с дочерью, другими родственниками. Гроб подняли на второй этаж и установили в фойе Белого зала. А потом стали подходить люди, среди них много известных кинематографистов: Л.Куравлев, В.Санаев, Е.Жариков, М.Глузский, А.Белявский, М.Кокшенов, Ю.Озеров, С.Колосов, М.Хуциев, В.Меньшов и другие. В какой-то момент в дверном проеме я заметил, входящих в фойе, Юрия Никулина и Евгения Моргунова - двоих из знаменитой гайдаевской тройки. А где же третий? “Где Вицин?” - спросил я Моргунова. “Георгий Михайлович в Киеве”. - ответил он. Жаль, а я так хотел запечатлеть легендарную тройку у гроба покойного “родителя”!

Известные кинематографисты по очереди становятся в почетный караул у гроба великого комедиографа. А потом начинается гражданская панихида. Выступили председатель Союза кинематографистов А.Медведев, кинорежиссеры М.Хуциев, В.Меньшов, актеры В.Этуш, А.Белявский, Н.Селезнева, Ю.Никулин. Юрий Владимирович признался: “Несмотря на то, что Гайдай был младше меня, я считаю его своим учителем. Он мне открыл путь в кино, дал возможность почувствовать себя уверенно в кино, потому что мои первые шаги были очень робкими - я страшно волновался. Леонид Иович вселил в меня уверенность и многому научил. Спасибо ему от моих друзей, партнеров, всей нашей троицы. Он был моим другом. Еще нас с Гайдаем связывало то, что моя жена, Татьяна, и его, Нина, учились в одном классе и сидели за одной партой...”

Закончилась панихида. Все начали расходиться. И тут неожиданно я увидел стоявшую в центре фойе с грустным лицом Марию Владимировну Седову, археолога, доктора исторических наук, которая в течение многих лет проводила археологические раскопки в Суздале. Я был удивлен: “Мария Владимировна, какими судьбами? Вы знали Леонида Иовича?”

- Да, - сказала М.В.Седова. - дело в том, что с будущими женами Никулина, Татьяной Ростовцевой, и Гайдая, Ниной Гребешковой, я училась в одном классе. Это была школа N°70 в Гагаринском переулке (ныне улица Рылеева). У меня сохранилась фотография нашего 10б 1947 года, где мы сняты вместе. Мы дружили семьями. Я была на всех премьерах фильмов Леонида Иовича Гайдая. Дочка его, Оксана, выросла на моих глазах.

Мир тесен. На Ново-Кунцевском кладбище, где состоялись похороны, я встретил (узнал!) народную артистку России Людмилу Шагалову, которая в 1964 году снималась в фильме “Женитьба Бальзаминова” (мать Бальзаминова). “Я 30 лет жила с Гайдаем в одном доме. - сказала Людмила Александровна. - Он “ходил” по мне - его квартира располагалась над нашей. Леонид Иович был замечательным человеком. Больше всего он гордился тем, что был инвалидом Великой Отечественной войны, защищал Родину от врага”.

Юрий Владимирович Никулин тоже был участником войн: 1939-1940 и 1941-1941 годов. Снимался в фильмах о войне: "Они сражались за Родину" (реж.С.Бондарчук), "20 дней без войны" (реж.А.Герман) и др.

Юрий БЕЛОВ, редактор газеты «Вечерний звон»,
автор книги «В главной роли Суздаль»

Источник: «Вечерний звон»


« Все новости Суздаля

Обсуждение на форуме »



Комментарии

Добавить комментарий

Ваш комментарий может быть первым! =)