Суздаль « Новости Суздаля « 2011 « Март


«Мертвые души» изменили жизнь к лучшему

Юрий БЕЛОВ /


Это был обычный рабочий день. С утра сидел в Знаменской церкви, где располагается экскурсионное бюро музея-заповедника, и терпеливо ждал, когда придет моя очередь и мне дадут группу. В 10 часов дали – группу учащихся художественного училища из Палеха. Скромные, симпатичные ребята.

В маршрут экскурсии входили не только музейные экспозиции, но и архитектурные ансамбли всего города. Показал я своим туристам бывший Покровский женский монастырь, возвращаемся в автобус, чтобы ехать дальше. Входим в салон, рассаживаемся по местам, а водитель неожиданно говорит: «Умер Брежнев». Это была ошеломляющая новость, потому что в результате ежедневных славословий в адрес генерального секретаря ЦК КПСС и многочисленных наград, которыми его осыпали, уже почти выжившего из ума, партократы-подхалимы, возникло ощущение, что эпоха Брежнева не кончится никогда. Я подумал, что это шутка. «Да нет, - повторил наш водитель, - правда. Шофера из других автобусов сказали. Вчера, 10 ноября, сказали по радио, в 8.30 утра Леонид Ильич умер».

Вот это событие! Что будет дальше со страной? Кто будет дальше править страной? Изменится ли к лучшему наша жизнь?

Такие мысли возникали по ходу экскурсии, которая продолжалась по намеченному маршруту. У меня как у внештатного корреспондента областной газеты «Призыв» и фотографа выработалась привычка во время экскурсий внимательно поглядывать по сторонам. И вот, когда мы с экскурсантами проходили мимо «Погребка», я заметил стоявший у обочины «УАЗ»ик с эмблемой: «Мосфильм». Но в машине, кроме водителя, никого не было. Интересно, кто же это приехал?

После посещения Крестовой палаты в кремле выходим с ребятами из бывшего архиерейского дома, направляемся в Рождественский собор – еще один экскурсионный объект. Прямо передо мной проходят небольшая группа мужчин. Человек 5. Лицо одно из них показалось знакомым. Напряг свой «персональный компьютер», и он выдал информацию из кладовой памяти: это кинорежиссер Михаил Швейцер! Тот самый, который снимал в г.Юрьеве-Польском «Золотого телёнка»…

- Здравствуйте! – говорю я смело.
- Здравствуйте. – отвечает режиссер удивленно, потому что никогда мы с ним не встречались, и мое лицо ему совершенно не знакомо.
- Вы с киностудии «Мосфильм»?
- Да.
- Я вас знаю – Вы Михаил Абрамович Швейцер, 1920 года рождения, кинорежиссер.

Он был, конечно, очень удивлен. Все же не Бондарчук, Сергей Герасимов или Эльдар Рязанов.

- Откуда вы меня знаете?
- Я большой любитель кино. Видел все ваши фильмы, которые мне очень нравятся. Был на премьере вашего фильма «Маленькие трагедии» в Доме кино, на которую меня пригласил знакомый кинорежиссер Владимир Гориккер. Помню, как вы представляли картину. Впервые увидел ваше лицо и запомнил. А в Суздаль вы приехали, наверное, неслучайно?
- Да. Мы будем здесь снимать фильм «Мертвые души», а пока выбираем натуру.

Я страшно обрадовался. Вот это новость! Едва умер Брежнев, как в Суздаль нагрянули «Мертвые души»!.. Суздаль вновь обратится в съёмочную площадку, и наверняка в ролях будут заняты очень хорошие актеры, как всегда у Швейцера бывает, потому что он - актерский режиссер.

Любопытная встреча! Но - я не мог бросить группу. Оставалось показать Рождественский собор и выставку икон. Поэтому продолжил экскурсию, причем в приподнятом настроении. Почему-то была уверенность, что кинематографисты от меня никуда не уйдут, я их после экскурсии обязательно догоню. Завершив экскурсионную программу и поблагодарив туристов за внимание, я энергичным шагом направился в сторону торговых рядов. Интуиция подсказывала, что мосфильмовцы находятся где-нибудь там.

Знакомый уже студийный автомобиль увидел напротив Гостиного двора, возле Суздальской районной библиотеки. Поспешил. Михаилу Абрамовичу признался, что работаю штатным экскурсоводом Владимиро-Суздальского музея-заповедника и, кроме того, являюсь внештатным корреспондентом областной газеты. На моих глазах снималось много фильмов, и я почти всегда публиковал о съёмках фоторепортажи. В 1980 г. режиссер Г.Панфилов приглашал меня на просмотр своего фильма «Тема», снимавшегося в Суздале, в небольшом просмотровом зале на «Мосфильме» сидели тогда С.Юрский и Н.Тенякова, журналист Я.Голованов и режиссер С.Милькина (ваша жена). Должны были придти и вы, как сказали, но по болезни не смогли.

М.Швейцер подтвердил, что все именно так и было. Про киносъёмки в Суздале наслышан, в Суздале первый раз побывал в 1964 году как раз тогда, когда здесь его друг режиссер В.Басов снимал «Метель» по Пушкину. Узнав о том, что я экскурсовод и, значит, хорошо знаю город, кинорежиссер пригласил меня поехать по городу с ними и показать здания и постройки начала XIX, все, что можно использовать для съёмок “Мертвых душ”.

По дороге Михаил Абрамович рассказал кратко о своей новой работе, о том что “Мертвые души” создаются по заказу ЦТ, будут иметь 5 серий. Актеры еще не определены, но в роли Чичикова будет сниматься Александр Калягин. Оператором-постановщиком будет Д.Фатхулин, с которым он снимал картину “Бегство мистера Мак-Кинли”. Когда я предложил режиссеру сделать интервью для газеты, он согласился, но сказал, что лучше это сделать позже, во избежание недоразумений, – когда натура будет утверждена. И дал свой московский телефон. Директор же картины С.Кутиков, когда мы прощались, предложил записать номера телефонов творческой группы “Мертвые души” на “Мосфильме”: “Будете в Москве, звоните. Я закажу пропуск”.

Я расстался с группой кинематографистов у входа в Спасо-Евфимиев монастырь. Несмотря на то, что пожертвовал “выбору натуры” свой обеденный перерыв, был очень доволен. Еще бы – узнал такую интересную новость из первых уст! Натурные съёмки планировались на июль 1983 года. У меня была уверенность в том, что натура в Суздале будет утверждена.

Этот день 11 ноября 1982 год мне запомнится на всю жизнь. Во-первых, я узнал о смерти Л.И.Брежнева; во-вторых, о том что летом следующего года в Суздаль пожалуют “Мертвые души”. Я тогда, помню, серьезно задумался и решил: надо и мне сделать крутой в жизни – сменить работу. Приедет творческая группа, развернутся очень интересные события для меня, а мне придется разрываться между съёмками и экскурсиями

Я решил всецело посвятить себя кинематографу.

В эти годы я принимал активное участие в деятельности народного театра “Родник” Суздальского городского ДК: играл роли в любительских спектаклях, устраивал творческие встречи в мастерами театра и кино в театральной гостиной “Родника”(например, с кинорежиссером В.М.Гориккером, актерами И.М.Смоктуновским, М.А.Ульяновым, бывшей певицей Большого театра, народной артисткой РСФСР В.М.Фирсовой и другими.). С руководителем народного театра “Родник” В.И.Дворянкиным, великим энтузиастом своего дела, был в очень хороших отношениях. И вот Владимир Ильич, узнав о том, что я готов сменить работу, сказал, что в штате ДК имеется вакансия руководителя любительской киностудии. Зарплата маленькая, зато режим работы – свободный! Фотографией и кинематографом будете, мол, заниматься, а заодно и народному театру, нашему коллективу, больше внимания будете уделять.

Я сразу же ухватился за предложение В.И.Дворянкина, и Новый 1983 год начал на новом поприще. Так получилось, что мою фотовыставку “Гости Суздаля”, развернутую в Доме архитектора во Владимире в конце апреля, посетил зав.кафедрой кинофотомастерства МГИКа В.Н.Нащекин и предложил мне (в оставленной записке) поучиться кинофотомастерству. На базе высшего образования поступить учиться в этот институт мне было не сложно – приняли сразу на второй курс. Дополнительный оплачиваемый отпуск на экзаменационные сессии – плохо ли! Однажды будучи в Москве, я позвонил С.М.Кутикову, который, как обещал, заказал мне пропуск на “Мосфильм”. В одном из павильонов “Мосфильма” была сделана декорация “Квартира Н.В.Гоголя в Риме”. Здесь меня ожидала вторая встреча с режиссером-постановщиком “Мертвых душ” М.Швейцером и знакомство с Автором – Н.В.Гоголем (арт.А.Трофимовым)

В другой раз я стал свидетелем съёмок картины у пруда, на территории киностудии. Снимали кадры с участием главных героев “Мертвых душ”: Чичикова (А.Калягин), Манилова (Ю.Богатырев) и его жены (Л.Удовиченко). Много фотографировал. Александр Александрович Калягин, с которым я сразу же познакомился, сказал, что в конце июля творческая группа “Мертвые души” для продолжения съёмок приедет в Суздаль, где он еще никогда не был.

Фото: На съёмочной площадке фильма "Мёртвые души":
А.Зайцев (исполнитель роли кучера Селифана), Ю.Белов (дублёр актера В.Стеклова-Петрушки) и А.Калягин (Чичиков). Лето 1983 г.

В ожидании киноэкспедиции у меня родилась идея – снять документальный фильм под названием “Похождения Чичикова в Суздале”, предложив главную роль народному артисту России А.А.Калягину. Планы были грандиозные, “Мертвые души” вовлекли меня в свой водоворот: я помогал группе выбирать натуру (проселочные дороги в окрестностях Суздаля), фиксировал все кинематографические события на фото и кинопленку, принимал участие в съёмках в качестве “действующего лица” и дублера актера В.Стеклова, исполнителя роли Петрушки, слуги П.И.Чичикова. По просьбе М.А.Швейцера. Для актера А.А.Калягина, практически не покидавшего в период съёмок города, я организовал культурно-познавательную программу, чтобы набрать разнообразный материал для своего фильма о фильме. В День советского кино (27 августа) состоялась творческая встреча А.А.Калягина с суздальской публикой, организованная мною.

Очень интересными для актера явились встречи с кузнецом-реставратором, фанатиком горячего металла В.И.Басовым и гончаром В.М.Зининым. Все эти события я запечатлел на кинопленку, а потом смонтировал. Фильм о знаменитом мастере театра и кино А.А.Калягине у меня получился довольно любопытным, он был даже удостоен диплома Владимирского областного конкурса любительских фильмов.

“Мертвые души” оказались самой плодотворной картиной в моей творческой жизни. По приглашению А.А.Калягина я дважды был на спектаклях во МХАТе, смотрел его в ролях Органта (“Тартюф”) и …В.И.Ленина (“Так победим!”). Именно тогда, в 1983 году, у меня родилась мысль написать книгу “Суздаль снимается в кино”. Как бы в подтверждение правильности моего выбора, через некоторое время в Суздаль приехала большая интернациональная творческая группа, снаряженная в Голливуде (США), для съёмок фильма “Петр Великий”.

Прошли годы, в 2006 году увидела свет моя книга, написанная мной к 100-летию изобретения кинематографа (1895-1995), которую я назвал так: «В главной роли Суздаль» (Издательство «Алгоритм», Москва), а летом прошлого года на территории гостиничного комплекса «Горячие ключи» открылся небольшой Музей кино, рассказывающий об открытии Суздаля как съёмочной площадки и о многолетнем «сотрудничестве» этого города с кинематографом. Представлена и большая галерея портретов режиссёров, актеров, художников, в разные годы побывавших здесь. Как добрый знак я воспринимаю тот факт, что первым из кинематографистов его посетил актер Олег Видов, снимавшийся в «Метели» (1964). С 1985 г. он живёт в США. Между прочим, в Музее представлены материалы по «Петру Великому» («Peter the Great») и «Мёртвым душам». Желательно бы иметь для Музея большое и хорошее помещение в центре города, ведь он нужен не только мне, но и городу. Кино любят все, не так ли?

Юрий Белов,
заслуженный работник культуры России


P.S. Ю.В.Белов в ноябре 2008 г. в связи со 100-летием российского кинопроизводства был награждён медалью имени А.А.Ханжонкова – за новаторский вклад в кинокраеведение и сохранение культурного наследия, которую ему вручил кинорежиссер народный артист СССР М.М.Хуциев. Адрес Музея кино: г.Суздаль, ул.Коровники, 14. Гостиничный комплекс «Горячие ключи». Телефон для справок: +7 (905) 614-5727.

При использовании материала ссылка на сайт «Суздаль Онлайн» обязательна.


« Все новости Суздаля

Обсуждение на форуме »



Комментарии

Добавить комментарий

Ваш комментарий может быть первым! =)