Удельный период

Суздаль « История « Суздаль (А.Д. Варганов) « Удельный период


Удельный период


В 1257 году татары переписали все население Суздальщины и обложили его данью. Для сбора дани были учреждены специальные пункты, получившие в народе название «баскаки» - от названия сборщиков «баскак». Непосильное бремя и тяготы татарской неволи и грабежи вызывали недовольство и приводили к восстаниям. В 1262 году вспыхнуло большое восстание, охватившее Ростов, Суздаль, Ярославль и Владимир. Восставшие избили ордынских сборщиков и выгнали их из своих городов. Княживший в это время Александр Невский был вынужден ехать в Золотую орду «отмаливать люд от беды».

Суздаль неоднократно подвергался опустошениям татарскими полчищами. Так, в 1281 году в период борьбы Андрея Городецкого с Дмитрием Александровичем Переяславским за великое княжение Владимирское Андрей пришел с татарской ратью и, заключив союз с ярославским и ростовским князьями, подверг разорению Суздаль. В 1293 году через Суздаль прошла рать Дюденя, разорив попутно с ним Владимир и Юрьев.

С возвышением и усилением московского княжества суздальские князья теряют свою независимость.

Великое княжение Владимирское, переходящее из рук в руки, в 1362 году было передано московскому князю Дмитрию Ивановичу (Донскому). Занимавший до этого великое княжение князь Дмитрий Константинович Суздальский был изгнан из Владимира и Суздаля. Но состоявшаяся в 1366 году женитьба Дмитрия Донского на его дочери — Евдокии помирила князей. Дмитрий Суздальский при помощи Дмитрия Донского занимает Нижний Новгород, прогоняет оттуда брата Бориса в Городец и отдает Суздаль сыну — Василию Кирдяпе. Эта внутренняя борьба между князьями ослабляла в значительной мере силы княжества и подготовляла подчинение его Москве.

В период правления Дмитрия Константиновича художественная культура в Суздале была на большой высоте. Высокого мастерства достигает ювелирное искусство. Сохранившийся «ковчег», сделанный, как видно из надписи, «по заказу Суздальского архиепископа Дионисия в Суздале при князе Дмитрие Константиновиче», украшенный чернью со сканью и эмалью сложными композициями, расположенными в 16 круглых и 4 полуциркульных клеймах, является памятником высокохудожественной работы. Суздальский монах Лаврентий в 1377 году заканчивает свою знаменитую летопись «Повесть временных лет». В этот же период в Суздальском монастыре строится каменное здание Спасского собора.

Суздальцы не хотели склонить свою голову перед Москвой. Борьба за самостоятельность продолжалась в течение всей первой половины XV столетия. Последняя попытка восстановления не только политической власти суздальских князей, но и старой территории княжества относится к 1445 году.

Весной этого года казанский хан Улу-Мухамед осадил Нижний Новгород, послав своих сыновей к Суздалю. Русская рать во главе с великим князем московским Василием, оборонявшая город, была окружена и разбита, а князь Василий попал в плен. Татары разграбили и выжгли окружающие Суздаль села, а также часть самого города, в том числе погорел Рождественский собор.

Пленение великого князя привело к захвату власти в Москве князем Галицким — Дмитрием Шемякой. Воспользовавшись этим, суздальские князья Василий и Федор Юрьевичи заключили договор с Шемякой на восстановление былой самостоятельности Суздальского княжества и его старых границ. Но эта попытка суздальских князей восстановить старые права успеха не имела. Потерпевший поражение Шемяка в 1450 году был отравлен московскими боярами поваром Поганкой и умер в Новгороде. Суздальские князья вынуждены были смириться.

С окончательным подчинением Москве суздальские князья как бы растаяли в многочисленных кругах московского боярства, раздробившись на несколько мелких родов. Суздаль оказывается в стороне от той бурной политической и хозяйственно-экономической жизни страны, которую возглавила Москва.

В конце XV и начале XVI века Суздаль уже находится в числе «замосковных» городов, а его крупнейшие монастыри превращаются в место ссылки представителей княжеских и боярских родов, вставших в оппозицию политике централизации Москвы. Одним из главных мест заточения становится суздальский Покровский женский монастырь. Ссылки женщин, замешанных в политических делах своих мужей или принимавших активное участие в «делах московских», не прекращались в течение всего XVI века. В связи с этим начинает расти хозяйственно-экономическая база Покровского монастыря, пополняемая за счет вкладов земельных владений или за счет ссыльных и их завещений. Драгоценные вклады из золотых и серебряных вещей, ювелирные изделия, расшитые шелками, жемчугами и камнями ткани, пелены и покровы наполняют монастырскую сокровищницу.

Вновь начинается каменное строительство. Покровский монастырь один из первых заменяет свои деревянные церковные и монастырские здания каменными. Его примеру следует Спасо-Евфимиевский монастырь. В 1528 году надстраивается здание древнего городского Рождественского собора, строится собор Ризположенского монастыря. Появились свои иконописцы, чеканщики, серебряники и т.д. Правящий суздальский епархией архиерей получает звание архиепископа.

Иван IV Грозный часто навещает Суздаль, особенно его Покровский монастырь и архиерейский дом, в котором к его приезду суздальский епископ Афанасий (князь Палецкий) в 1559 году сооружает церковь Благовещения с каменной трапезной палатой.

О фамилиях влиятельных суздальцев говорит указ Ивана IV о выборе тысячников. Как известно, в 1550 году Иван Грозный решил провести реформу, целью которой являлось увеличение кадров ответственных (доверенных царю) исполнителей заданий центрального правительства. С этой целью был издан указ о выборе 1000 человек из числа родовитой аристократической знати и об «испомещении их под Московой для государевой службы и разных посылок». Так цвет аристократии был сдвинут со своих старых насиженных мест и переведен под Москву и в другие места. Княжеские семьи переселялись целыми гнездами, оставляя свои родовые имения.

Эта реформа во многом задела и Суздаль. Князья и дворяне были вынуждены оставлять насиженные места и искать испомещения около Москвы или в других уездах вблизи столицы. Из Суздаля были выселены владетельные старые рода аристократов: Краснослеповы, владевшие в Суздале вотчиной в 72 четверти пашни, Тетерин Иов Васильевич с племянниками; дети сына Пуха — Пуховы; старинный род Товарищевых-Есиповых, предки которых в 1524 году были выселены из Новгорода в Суздаль (род Товарищевых-Суздальских был казнен в 1568 году, в период опричнины). Служивший дворцовым по Суздалю Андрей Иванович Замятнин-Бестужев также получил поместье под Москвой.

Представители старых влиятельных родов, вышедшие из ветви великих князей Суздальских, постепенно превращались в придворных бояр Московского престола. В 1565 году Суздаль, в числе некоторых городов, лежащих в центре плодородной опольной земли, был взят в учрежденную Иваном IV опричнину. Границей стал овраг около села Борисовского, а сторона к Клязьме и город Владимир отошли к «земщине». Из Суздальских князей в «опричнине» служил только В. Барбошин. Шуйские, хотя и не служили, но пользовались расположением царя.

Весной 1571 года под Москвой неожиданно появился хан Девлет-Гирей с полчищами ногайцев и кабардинцев, родственников приближенного к Ивану IV князя Михаила Черкасского, главнокомандующего опричными войсками против Девлета. Полчища хана, не встречая сопротивления со стороны русских войск, прошли в Москву и сожгли ее совершенно беззащитную. Иван Грозный в страхе бежал в Новгород.

На следующий год хан Девлет предпринял новый поход на Москву. Грозный, разочарованный в твердости «опричных» войск, поручил выступить против Девлета земскому ополчению. В числе земских войск преобладающее большинство составляли суздальцы.

6 августа 1572 года Михаил Иванович Воротынский послал в Новгород царю радостную весть о поражении Девлет-Гирея, доставить которую поручил князю Даниилу Андреевичу Ногтеву-Суздальскому. В записи «Разрядной книги о береговой службе» об отражении нашествия крымских татар в 1572 году записано: «И Божию милостью крымского царя Девлет-Гирея и ширинских князей побили и Дивея Мурзу взяли. И боярин князь Михайло Иванович Воротынский с товарищами послали государю сеунчем (татарское слово — радостная весть о победе), князь Данила Ондреевича Нохтева Суздальского... Да на том же бою взял суздалец сын боярский Темир Алалыкин крымскво большово Мурзу Дивея...»

Провал опричных войск под командованием Черкасского и блестящая победа земских подорвали веру Ивана Грозного в «опричнину» и он решил ее распустить. Заподозренный в измене Михаил Черкасский был казнен.


«

»