Ранний период

Суздаль « История « Суздаль (А.Д. Варганов) « Ранний период


Ранний период


Город Суздаль, один из древних и интереснейших городов русского Северо-Востока, в летописях впервые упомянут под 1024 годом.

Возник он на основе сельскохозяйственного торгово-ремесленного поселения, в период распада родовых отношений, на заре формирования нового, феодального общества. Археологические раскопки и найденный при этом инвентарь позволяют отнести возникновение здесь первого поселения к IX веку. Это поселение было расположено на склоне узкого мыса, омываемого с трёх сторон рекой Каменкой и её левым притоком - Гремячкой.

Посёлок был основан на плодородных землях в центре Владимирскго ополья (в 5 верстах от Нерли), в гуще славянского земледельческого населения, пришедшего из новгородских земель. С этой группой поселений, как основным родовым ядром, в начале XI века летопись связывает название "Суждали". Но в понятие "Суждали" входило не только основное ядро ремесленных поселений на реке Каменке. Оно распространялось на всё правобережье реки Нерль вплоть до Клязьмы. Многие селенияопольной стороны даже по описи XVII века ещё значились "в Суздале". Так, в переписных книгах 1676 года "в Суздале на посаде" значится 633 двора, а крестьянских и бобыльских отмечают в нём 18793, т.е. в это понятие включалась вся округа, как и прежде, во времена Мономаха. В IX-X вв. начинает наблюдаться среди населения имущественное неравенство, что приводит к усилению классово-феодальных элементов и возникновению городов.

Большое сопротивление укреплению основ феодализма и проникновению новой, христианской религии, оказывают представители родового языческого культа - волхвы. Их капища располагались вокруг древнего поселения. Главным божеством был Ярило - бог Ярун, ведавший урожаем плодородных суздальских земель. Это божество находилось на горке при впадении речки Гремячки в Каменку, где в настоящее время Козьмодемьянская церковь. Гора эта до последнего времени носила название Яруновой, а набережная - Яруновки.

При въезде в город, согласно сообщению суздальского историка Анания Фёдорова, находилось божество, называемое "Пинаем", отчего и произошло название Пинаевой стороны. Тот же историк указывает на существование третьего языческого божества - Облупы, почитание которого устраивалось, когда облупалась (отцветала) рожь. Божество ведало делами веселья, пьянства, и его культ, возможно, напоминал культ Вакха, Бахуса. Не случайно потом на месте этого божества был поставлен кабак, давший прозвание Кабацкой горе, сохранившей его до сих пор. Название Ивановой горы, расположенной против кремля за рекой Каменкой, происходит от Ивана Купалы. Загородом, в северо-восточной части, на большом лугу устраивались массовые языческие игрища. Место это сохранило своё старое название "Всполье" до последних лет.

Проникавшие с юга христианские проповедники - епископы - зачастую изгонялись или убивались. Так, в Ростове был убит епископ Леонтий, из Суздаля изгнана Феодор. После этого в течение 80 лет ни в Ростове, ни в Суздале не появлялись христианские миссионеры.

В начале XI века Ростово-Суздальская земля принадлежала киевскому князю Ярославу Мудрому, являвшемуся в то время князем Новгородским. Во время его правления в 1024 году вспыхнуло восстание смердов, совпавшее с неурожаем в течение нескольких лет. Руководимые волхвами, смерды подступили к Суздалю и "нача избивать старую чадь, по неже держит гобино" (т.е. захваченный общинный урожай). Для подавления восстани из Новгорода прибыл Ярослав, который, как сообщает летопись, "изымав волхвы, расточи, а другие показни...".

С этой датой (1024 г.) связано первое упоминание Суздаля.

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году произошёл раздел владений между его сыновьями: Ростов, Суздаль, Белоозеро, Поволжье и Переяславль южный получил Всеволод Ярославич, который владел этим уделом до смерти (1093 г.), передав затем его своему сыну Владимиру Всеволодовичу (Мономаху).

Богатейшие земли русского Северо-Востока, захваченные Мономахом, вызывали хищнические аппетиты у других князей. В 1094 году вспыхнула большая феодальная война между Олегом Святославичем Черниговским и Муха - Изяслав, князь Курский, вторгся в пределы Мурома - владения Олега и захватил город. В разразившейся кровопролитной битве под Муромом Изяслав был убит, Олег перешёл Оку и Клязьму, вторгся в пределы Ополья и захватил Суздаль. Пленив большое количество населения и продвинувшись на северо-восток, Олег овладел Ростовом, посадил там своих посадников и начал собирать дань. Однако в защиту владений, по праву принадлежащих Мономашичам, в 1096 году вступился сын Мономаха - Мстислав, сидевший в Новгороде.

Летописец под 1096 годом рассказывает: "Олег прииде к Суздалю и видя яко за ним гонится Мстислав, повелел зажечь город Суздаль. И остался токмо двор Почерского монастыря с церковью святого Димитрия яже бе дал Ефрем и с селы". Суздаль был спалён. Войска Олега бежали под напором дружин Мстислава, который настиг Олега под Муромом, разгромил его дружины и освободил пленных суздальцев.

Собравшийся в 1097 году в Любече съезд князей "на устроение мира", подтвердил права Мономаха на владения северо-восточной землёй.

В 1107 году Суздаль подвергается нападению болгар. Ростовская летопись рассказывает так: болгары "обступиша град и много зла сотворища воюще села и погосты, убивающе много христиан... суздальцы затворишася во граде". Скорее всего, это болгарское разорение и вызвало приезд Владимира Мономаха в 1108 году. Это был второй приезд Мономаха в Суздальщину. В это время он строит город Владимир-на-Клязьме.

В ответ на нападение болгар на Суздаль в 1120 году суздальские дружины под командованием "боярина большого Георгия Симоновича" совершили успешный поход на болгарские земли. Поход имел цель обезопасить княжество от неожиданных набегов неспокойного и сильного соседа.

На рубеже XI-XII вв. Владимир Мономах строит в Суздале первое соборное здание в честь новой, христианской религии. Суздальский собор, в отличие от деревянного ростовского, был воздвигнут каменным. Стены внутри него расписаны фресковой живописью. Постепенно, отнимая первенство у Ростова, Суздаль становится стольным градом Ростово-Суздальского княжества, первым самостоятельным князем которого стал сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий.

Археологические раскопки, проведённые в западной части здания собора, открыли большой слой строительного материала XI века (плинфа с раствором цемянки). На площадке были обнаружены сваи, вбитые в глиняный грунт. Весьма возможно, что на этом месте находились палаты Юрия и его преемников, разрушенные татарами в 1238 году.

Восстания вынуждали укреплять Суздаль земляными валами с дубовым тыном - забором с заострёнными вверху брёвнами. Для прохода в крепость были устроены двое проезжих ворот и одни пешеходные - к реке за водой. Северную и западную части вала огибала река Каменка, с восточной - специально вырытый ров. Таким образом, город находился в кольце валов и водяного рва.

В это время социальная рознь населения наиболее ярко выражалась в городских постройках. Так, бедняки суздальцы жили в землянках с шатровыми крышами из дёрна, а рядом высились срубные здания землевладельцев и торговцев. Вершиной города являлся каменный собор, завершённый куполом с сияющим крестом. С восточной стороны вырастал торговый посад, где ютились жилища мелких ремесленников и торговцев. Посад, так же как и кремль, был укреплён земляными валами с частоколом и проезжими воротами. С наружной стороны, с востока, вал огибала речка Гремячка, а с северо-востока был прорыт специальный ров. За этим рвом находилась загородная сторона.

К укреплённому городу тянулись поселения ремесленных и торговых людей, здесь же концентрировалась и местная феодальная знать - "старое боярство", "лучшие люди". Усадьбы знати вырастали и около города. Так, лучшие, урожайные земли под Суздалем были захвачены, вероятно, Яном Вышатичем и названы его именем (ныне земи села Янёва).

В захвате земель около города принимают активное участие и монастыри. В конце XI столетия на правом берегу Каменки перед кремлём уже видим Дмитриевский Печерский монастырь, как и Киевский Печерский монастырь, находившийся под покровительством Киевского митрополита Ефрема. Монастырь был одарён землями с сёлами, о чём упоминается в летописи под 1096 годом.

Суздаль времён Юрия превращается в столицу огромного северо-восточного княжества, границы которого на севере доходят до Белого озера, на востоке - до Волги, на юге Суздальское княжество граничит с муромо-рязанскими землями и на западе - со смоленскими и новгородскими. Сильная и обширная Новгородская республика начинает считаться с Суздалем.

Согласно летописным сведениям, Юрий Долгорукий жил больше в Суздале, чем в Ростове. Из Суздаля он выступал в походы и возвращался в него.

При Юрии Долгоруком на Суздальской земле строятся новые города и крепости. Так, было укреплено местечко Кснятин при впадении реки Нерль в Волгу, построены Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, около Суздаля поставлена резиденция с палатами и церковью Бориса и Глеба в местечке Кидекша. В 1154 году строится город Дмитров. Около середины XII века основан Звенигород на Москве-реке и, наконец, уже в период правления Юрия в Киеве, была основана Москва. Население новых городов было прочно привязано к князю и зависимо от него. Здесь быстро развилось ремесленное производство.


»